Путешествие и искусство. Вдохновение и познание себя.
Ирина Метц, художник из Армении
@irina.collections

История искусства неразрывно связана с путешествиями. Целостность художественного произведения часто заключается в его тесной взаимосвязи с мировым духовно-культурным наследием.

На протяжении столетий художники не только совершенствуют свое мастерство под вдохновением от ярких впечатлений, новых красок и знакомства с творчеством новых авторов, но также становятся посланниками культуры, интегрируя в свою концепцию самобытные традиции народов мира.

В эпоху великих географических открытий художественные изображения новых стран, их населения, обычаев, флоры и фауны были единственным наглядным способом документации увиденного.

В наши дни, когда цифровые технологии позволяют заглянуть в самые далекие уголки вселенной, не выходя из дома, миссия художника мне видится в передаче своего уникального эмоционального опыта, полученного в той или иной части света.

Недавний период пандемии позволил многим из нас почувствовать важность личного взаимодействия не только с другими людьми, но и с новыми пространствами. Всего несколько месяцев без возможности свободного передвижения дали новый импульс в стремлении человека открывать для себя красоту мира.
Для меня, как современного художника, это особенно важно. Мое авторское высказывание в искусстве строится с позиции личности, непосредственно вовлеченной в процесс глобализации и стирания этнических границ на различных уровнях. Путешествия – один из важнейших ключей, помогающих мне почувствовать преемственность культур сквозь поколения и цивилизации. Транслируя в работах свою философию и мировосприятие, художник неизбежно опирается на мировое наследие, поэтому в любом путешествии первая и неотъемлемая часть знакомства с новой страной или местом для меня – национальная или региональная галерея искусства и музей или выставка современных художников. Эти две составляющие помогают мне как исследователю погрузиться в новую для себя культурную среду. Картины местных художников – старинных и современных говорят лучше тысячи слов.

Борис Михайлович Кустодиев считал, что у художника есть удивительная власть выбирать краски и сюжеты для своих картин так, чтобы они были «до краев заполнены солнцем и радостью», таким образом, открывая красоту и многообразие мира не только для себя, но и для своего зрителя. Во время путешествий по России, Европе, Азии, Африке и Америке я стараюсь соединить в своем сознании колористику и геометрию пейзажей с культурой людей, которые там живут.

Например, элегантная простота и легкость французской философии art de vivre прослеживается в работах знаменитых импрессионистов Альфреда Сислея, Камиля Писсарро, Клода Моне и коллекциях парижских музеев современного искусства под руководством выдающихся кураторов Сюзанн Паже, Николя Буррио и Алена Себана. Она вдохновила меня на создание серии, сочетающей пастельные тона французского лета с мимолетными сюжетами моих личных воспоминаний.

Италия привлекала художников бесподобными красками пейзажей, залитых жарким солнцем, культурным наследием Римской империи. Полотна венецианских и флорентийских классиков удивительным образом созвучны картинам итальянских нео-экспрессионистов творческого направления Трансавангардия Сандро Киа, Энцо Кукки и Франческо Клементе. Их обращение к символизму и мифическим сюжетам легли в основу моей серии “Sogni Italiani / Italian Dreams”, пронизанной светом и воздухом жаркого итальянского дня.
Через живописные образы я стремлюсь осмыслить восприятие понятия Счастья у разных народов, найти метафоры и образы близкие и понятные большинству людей. В этом мне помогает опыт изучения мировых культур сквозь призму литературы, истории, социологии, психологии и искусства.
Наибольший интерес для меня представляет образ Синей птицы в традициях и искусстве народов мира. Любопытно, что этот метамодернистский символ созидательного начала, надежды, свободы и счастья встречается в культурном наследии многих стран, включая античную Грецию, Урарту, древние китайские династии и древний Египет. Птица с синим оперением служит метафорой духовного перерождения в фольклоре коренных американцев, в мифологии народов Европы и Закавказья. В армянской культуре она приобретает сакральный смысл.
Птицы, изображенные в форме букв алфавита (трчнакир) широко распространены как в церковных книгах, так и в прикладном искусстве.
Став частью универсального мономифа, Синяя птица встречается в современных литературных, музыкальных и художественных произведениях во всем мире.
Люди ищут казалось бы неуловимую Синюю Птицу в потоке ежедневных забот, забывая, что она всегда рядом с нами, что красота и счастье в каждом мгновении нашей жизни. Используя этот образ в своих работах, я мечтаю о Счастье и рисую мечту о нем.
Живопись для меня становится порталом коммуникации впечатлений и личных воспоминаний, способом знакомства носителей одной культуры с мировоззрением других народов, достижения взаимопонимания через узнаваемые коды красоты и Счастья.
АртСреда
    Обучающие продукты онлайн-школы
    арт-коммуникаций Юлии Сысаловой
    Made on
    Tilda