Ю.С.: Какие у вас отношения с написанными работами?
Р.А.: Это вопрос, что называется, «на засыпку» (улыбается). Отношение к работам - как у ревнивого, эгоистичного, не очень объективного, в то же время занудного и придирчивого родителя: сам ругаю, а другие когда ругают - сами понимаете, внутренне негодую и обижаюсь, хотя и сдерживаюсь, правда не всегда.
А если серьезно, то мне мои работы скорее не нравятся, особенно на следующий день после того, как я пришёл к выводу, что работа готова. Часто начинаю дорабатывать, но только порчу, и тогда уже совсем ненавижу. Но, как говорится, «ненавижу и люблю». Такое вот сложное отношение.
Немного завидую самодовольным людям, которые не сомневаются в своей гениальности и в том, что регулярно выдают шедевры. А, может, и не завидую: уверен, что творчество и самодовольство не совместимы.
В целом, я всегда расставался с работами легко - раздавал, дарил. Не солить же их, как огурцы. Тем более, что не так много помню людей, готовых за искусство платить.
Ю.С.: Возможно, у ваших работ – другой путь? Сегодня художник - сродни философу, это генератор идей и художественных образов, в какой-то степени – провидец, опережающий время, сами того даже иногда не подозревая. Может быть, именно в этом предназначение и загадка искусства? Ощущаете ли вы в процессе творчества какие-то сигналы из будущего?
Р.А.: Здесь мне трудно что-либо утверждать. Находясь в моменте, ты не можешь осознать, откуда приходит мотивация - из прошлого или из будущего. Могу только сказать, что всю жизнь, и до сих пор, я вижу причудливые, красочные, насыщенные разными эмоциями сны.
Многие из моих картин пришли ко мне через сны. Кстати, некоторые из моих снов сбываются, из-за этого я стал суеверным. Возможно, что-то из навеянного таким образом и является сигналами из будущего. Как и все, кто что-то создаёт, я хотел бы, чтобы это влияло на умы и души благотворно, побуждало стать справедливее и искреннее, а значит - чуть-чуть продвинуться вперёд, в будущее.
Ю.С.: Древнегреческий философ Гераклит сравнивал Создателя с играющим ребенком, согласны ли вы с тем, что художник творящий – это тоже «играющий бог»?
Р.А.: Как можно не соглашаться с Гераклитом? Утверждения древних проверены временем. Мы, современные люди, видим, что Создатель был немного наивным, когда продумывал проект человечества. Люди оказались хитрее и расчетливее, чем он предполагал. Может быть это и хорошо, иначе человечество бы не выжило. А художники, раз они что-то создают, значит они тоже немного создатели, тем более что их создания — это, действительно, немного не всерьёз, немного игра, как любое искусство. Но «играющий бог» — это, хотя и лестно, немного самонадеянно: все-таки масштаб не тот.
Записала Юлия Сысалова, Куратор ретроспективной выставки Романа Айвазяна «Непобедимое солнце», член Международной Ассоциации художественных критиков, Вице-президент Института культуры Средиземноморья (Греция), создатель онлайн-школы АРТ-коммуникаций.