Открытые конкурсы (Open Calls) для художников: платить или нет?
Юлия Сысалова, куратор, культуролог, арт-критик, основатель онлайн-школы Арт-коммуникаций @julietath

Если вы творческий практик, возможно, вы уже испытывали это чувство раньше - чувство разочарования и замешательства из-за необходимости платить за очередной Artist Open Call.

Вы, вероятно, уже знаете, что существует бесконечное количество выставок, на которые можно подавать заявки, и все чаще они берут с художников плату, которая при этом не гарантирует участие. Это заставляет художников чувствовать, что у них нет другого выбора, кроме как заплатить за то, чтобы их увидели.


Вопрос, который задают себе многие художники: почему?

Давайте разбираться.

Мнение 1:
«В какой еще профессии нужно платить, чтобы тебя заметили? Например, если вы бухгалтер, платите ли вы за то, чтобы компания прочитала ваше резюме? Скажут ли они этому человеку: «Если вы сначала не заплатите нам, у нас не будет средств, чтобы прочитать ваше резюме?» Нет. Так почему же в мире искусства такое поведение приемлемо?»

Мнение 2:
«Когда я училась в академии, нам говорили не участвовать в выставках, где есть оплата. Выставки должны поддерживаться грантами или спонсорами, а не начинающими художниками и студентами, которым уже приходится работать более чем на одной работе, чтобы поддержать свою практику…»

Что я сама думаю по этому поводу?

Необходимо понять цель участия в платных опен – коллах.
Если вы – выпускник академии, скорее всего, у вас в арсенале уже есть несколько групповых выставок, дипломная работа (выставка) и даже, возможно, первая персональная. То есть необходимая минимальная история у вас уже начала складываться, вы понимаете, как организуется выставка и тд.

Если же вы номинально не имеете художественного образования, но учились на практике в мастерских опытных коллег – профессионалов, необходимой истории для продвижения у вас нет. Где ее взять? В этом случае вам можно поставить задачу принять участие в нескольких платных проектах для наработки опыта.
Или же вы живете в регионе, где художественная жизнь неактивна, и возможно себя показать у вас ограничены. В этом случае дать своей карьере стимул через участие в платных опен – коллах, дающих вам возможность масштаба.

Для этого необходимо научиться различать качество выставок и конкурсов.

Начну с минусов.
1. Плата за участие художников в открытых конкурсах — легкие деньги для галереи, которые собрав их с участников, не занимаются продажами.
Когда вы подаете заявку на участие в открытых конкурсах, найдите галереи и кураторов, которые занимаются этим не только ради быстрого заработка, которые хотят построить прочные отношения со своими артистами, которые помогут вам расти и поддержат вас, которые заботятся об арт-индустрии в целом и понимают, что нужно для создания успешных выставок.

2. Часто галереи собирают деньги, и это обусловлено тем, что художники за спиной галерей продают свои работы вполовину дешевле, потому галерее выгоднее получить хоть что-нибудь. Так что в этом есть и ответственность самих художников.

3. Художники, курсирующие только по таким выставкам, находятся в иллюзии того, что они встроены в арт-мир. Арт-мир при этом находится немного в другой стороне.
Если вам нужна история, дайте себе возможность такого участия, скажем, в 5 выставках, внимательно подойдя к их выбору.
Подумайте, соответствует ли ваша работа эстетике галереи или куратора. Вам вообще нравятся работы, которые они показывали в прошлом? Верите ли вы в их ценности?


Теперь о плюсах.

1. Платные заявки - это оплата людей, обрабатывающих эти заявки.
При наличии огромного количества заявок от великолепных художников многие – недоделаны, в них отсутствует информация, либо оформлены они неверно. И тогда организаторы, чтобы художник не потерял свой шанс, должны ему позвонить или написать, попросить, например, фото лучшего качества или манифест и тд. (реальная история из моей жизни: редактор журнала, зная, что это мой художник, передает через меня просьбу выслать хорошее фото, чтобы не «отсеивать» заявку).
Можно этого не делать и просто отправлять их в корзину, лишая художника возможности. А можно ему предложить заплатить небольшую сумму и помочь дооформить его заявку.
Если вы видите открытый конкурс с оплатой заявки, и он, по вашему мнению, соответствует вашей работе, вам нравится их эстетика, тогда действуйте.

2. За некоторые заявки имеет смысл заплатить, например, если большие галереи, имеющие большое влияние в отрасли, приглашают художника принять участие в выставке.
Если бы у них не было открытого конкурса, вы, вероятно, никогда не увидели бы в них свои работы.
После того, как вы выставитесь в таких местах, вы больше никогда не будете сожалеть об оплате заявки. Шансы невелики, но они не невозможны.
Например, этим летом я была приглашена на превью Лондонской биеннале, где принял участие один из выпускников нашей школы, прошедший открытый конкурсный отбор (а заявки отправляли несколько человек).
В это же посещение Лондона я зашла на знаменитую Летнюю выставку Королевской академии художеств. Она принимает до 16000 заявок, включает в шорт-лист 4000 и обычно показывает только около 1000 из включенных в шорт-лист.
-------------------

Вместо итога.
Как и во всем в жизни, в арт-мире надо рисковать, но это не должен быть бездумный риск. Это может быть тщательно продуманный, хорошо исследованный шанс.
Если вы потратите некоторое время на исследование и выбор опен-колла, в котором вы хотите принять участие, у вас не будет возникать ощущение, что вас использовали, или что вы выбросили свои деньги на ветер.

Рискуйте с умом, и удачи!
АртСреда
    Обучающие продукты онлайн-школы
    арт-коммуникаций Юлии Сысаловой
    Made on
    Tilda